Народные
Белгородские
костюмы
Белгородские народные костюмы – отражение уникальной культуры нашего региона. Они являются полотном, на котором вышиты традиции местных жителей. Народные костюмы бережно передают наследие предков, несут в себе гармонию красок, форм и декоративных элементов. Каждый детально проработанный национальный костюм – это произведение искусства, в котором переплелись мастерство рук и душа.
народные
белгородские
костюмы
Белгородские народные костюмы – отражение уникальной культуры нашего региона. Народные костюмы передают наследие предков, несут в себе гармонию красок, форм и декоративных элементов. Каждый проработанный национальный костюм – это произведение искусства, в котором переплелись мастерство рук и душа.
Картография традиционного костюма Белгородчины
Белгород
Борисовка
Грайворон
Красная
яруга
Ракитное
Ивня
Прохоровка
Строитель
Шебекино
Короча
Губкин
Чернянка
Новый
Оскол
Волоконовка
Валуйки
Старый
Оскол
Красное
Бирюч
Алексеевка
Вейделевка
Ровеньки
Картография традиционного костюма Белгородчины
Белгород
Борисовка
Красная
яруга
Грайворон
Ракитное
Ивня
Прохоровка
Строитель
Шебекино
Короча
Губкин
Чернянка
Новый
Оскол
Волоконовка
Валуйки
Старый
Оскол
Красное
Бирюч
Алексеевка
Вейделевка
Ровеньки
Грайворонский район
грайворонский район
Синяк
Женское пальто с утеплением из простёганной шерсти, верх которого выполнен из синего сукна, а подкладка - из цветного ситца. Правый рукав, нижний край и подол пальто украшены рядами нашитых полосок галуна (тесьмы), красного кашемира и мелкими перламутровыми пуговками. Крупный фантазийный орнамент с завитками и спиралями выложен узким галуном (тесьма) в углу правой полы.
Косоклинный сарафан
Шерстяная шаль
Валенки
Куцина — это праздничное одеяние, изготовленное из качественной черной ткани, с внутренней подкладкой из красно-узорного ситца и холста. На спине - пышные сборки,которые начинаются от талии. В качестве украшений использованы галун (тесьма) и кашемировые полоски.
Рукавицы
Они производились из овечьей шерсти. После стрижки, шерсть промывали, высушивали и очищали от примесей, затем пряли. Связать рукавицы можно разными методами, но наиболее часто используется вязание на пяти спицах, при котором полотно формируется по принципу трубы. Для украшения праздничных рукавиц использовалась тыльная сторона кисти с узорами.
Косоклинный сарафан
В грайворонских сёлах сарафаны чётко делились по уровню праздничности. Это отражалось в количестве и качестве материалов, которые использовались для его украшения. Праздничным был «штоховый» сарафан. Его лиф был полностью покрыт красным штофом (шёлковой тканью). А скромными были «буденные» сарафаны, их практически не украшали.
Павловопосадский платок
Рукавицы
Валенки
Пояс
Зимняя одежда
Сезонная одежда
Сарафанный комплекс
Сарафанный комплекс
Синяк

Косоклинный сарафан
Шерстяная шаль
Валенки
Куцина
Рукавицы

Косоклинный сарафан

Павловопосадский платок
Рукавицы
Валенки
Пояс
Зимняя одежда

Сезонная одежда

Синяк
Женское пальто с утеплением из простёганной шерсти, верх которого выполнен из синего сукна, а подкладка - из цветного ситца. Правый рукав, нижний край и подол пальто украшены рядами нашитых полосок галуна (тесьмы), красного кашемира и мелкими перламутровыми пуговками. Крупный фантазийный орнамент с завитками и спиралями выложен узким галуном (тесьма) в углу правой полы.
Рукавицы
Они производились из овечьей шерсти. После стрижки, шерсть промывали, высушивали и очищали от примесей, затем пряли. Связать рукавицы можно разными методами, но наиболее часто используется вязание на пяти спицах, при котором полотно формируется по принципу трубы. Для украшения праздничных рукавиц использовалась тыльная сторона кисти с узорами.
Куцина — это праздничное одеяние, изготовленное из качественной черной ткани, с внутренней подкладкой из красно-узорного ситца и холста. На спине - пышные сборки,которые начинаются от талии. В качестве украшений использованы галун (тесьма) и кашемировые полоски.

Косклинный сарафан
В грайворонских сёлах сарафаны чётко делились по уровню праздничности. Это отражалось в количестве и качестве материалов, которые использовались для его украшения. Праздничным был «штоховый» сарафан. Его лиф был полностью покрыт красным штофом (шёлковой тканью). А скромными были «буденные» сарафаны, их практически не украшали.

губкинский район
губкинский район
Юбочный комплекс
Зипун
Этот предмет одежды использовался крестьянами в качестве зимней одежды. В селах Белгородчины зипуны шили из плотного серо-коричневого сукна, изготовленного дома. У них были длинные рукава и отсутствие воротника. Они застегивались на крючки. Спина и полы были прямыми, а низ расширялся за счет клиньев, вставленных между ними. Зипуны украшались скромно: по краям рукавов и воротника нашивались узкие полосы кумача, ленты и выполнялась машинная строчка.
Юбка
Жительницы сёл Губкинского района предпочитали носить юбки, которые были сделаны из шерстяной ткани местного производства, с круговыми складками. Для создания ткани использовались красные красители с добавлением черного рисунка в клетку. Эти юбки обычно декорировались по подолу: пришивались тесьма, кружева или полосы зеленой ткани. Юбки поддерживались на плечах помочами, которые служили в качестве бретелей.
Передник
Шерстяной платок
Рукавицы
Валенки
Зимняя одежда
Юбочный комплекс
Зипун
Юбка
Передник
Шерстяной платок
Рукавицы
Валенки
Зимняя одежда

Зипун
Этот предмет одежды использовался крестьянами в качестве зимней одежды. В селах Белгородчины зипуны шили из плотного серо-коричневого сукна, изготовленного дома. У них были длинные рукава и отсутствие воротника. Они застегивались на крючки. Спина и полы были прямыми, а низ расширялся за счет клиньев, вставленных между ними. Зипуны украшались скромно: по краям рукавов и воротника нашивались узкие полосы кумача, ленты и выполнялась машинная строчка.
Юбка
Жительницы сёл Губкинского района предпочитали носить юбки, которые были сделаны из шерстяной ткани местного производства, с круговыми складками. Для создания ткани использовались красные красители с добавлением черного рисунка в клетку. Эти юбки обычно декорировались по подолу: пришивались тесьма, кружева или полосы зеленой ткани. Юбки поддерживались на плечах помочами, которые служили в качестве бретелей.
Яковлевский район
яковлевский район
Сарафанный комплекс
Косоклинный сарафан
Он изготавливался из прочной синей хлопчатобумажной ткани. Для придания дополнительной формы использовались клинья и подклинки. Передняя часть была украшена скошенными полосками красного штофа и лентами. По краю подола были пришиты широкие полосы кашемира. В центральной части создавалась имитация застежки с помощью пуговиц, вокруг которых проходили продольные нашивки из галуна, тесьмы и шелка.
Пояс
Сезонная одежда
Корсет
Онучи
Лапти
Чепец
Был распространён в сёлах Яковлевского района. Его шили в форме плоского колпака с дополнительным гребнеобразным элементом поперек вершины. Основная часть плотная и стеганая, а поверхность украшена декоративными полосами серебристого позумента, красного штофа (ткань) и разноцветной тесьмы. В верхней части, около гребня, прикреплялась большая розетка из красного шелка.
Сарафанный комплекс
Пояс
Онучи
Косоклинный сарафан
Чепец
Корсет
Лапти
Сезонная одежда

Косоклинный сарафан
Он изготавливался из прочной синей хлопчатобумажной ткани. Для придания дополнительной формы использовались клинья и подклинки. Передняя часть была украшена скошенными полосками красного штофа и лентами. По краю подола были пришиты широкие полосы кашемира. В центральной части создавалась имитация застежки с помощью пуговиц, вокруг которых проходили продольные нашивки из галуна, тесьмы и шелка.
Чепец
Был распространён в сёлах Яковлевского района. Его шили в форме плоского колпака с дополнительным гребнеобразным элементом поперек вершины. Основная часть плотная и стеганая, а поверхность украшена декоративными полосами серебристого позумента, красного штофа (ткань) и разноцветной тесьмы. В верхней части, около гребня, прикреплялась большая розетка из красного шелка.
красногвардейский район
красногвардейский район
Понёвный комплекс
Сарафан-широколямошник
Он изготовлен из черной шерстяной ткани, произведенной дома. Он имеет крой туники. Его широкие лямки созданы из центрального полотнища ткани, которое перекинуто через плечи.
Сарафан состоит из трех частей: центральное полотнище складывается пополам, а между передней и задней частью добавляются два боковых полотнища для создания эффекта расширения.
Единственным декоративным элементом является вышивка в виде узкой полосы из желтых, зеленых, красных и синих прямоугольных элементов. Также по краю подола проходит узкая красная плетеная тесьма.
Холщовая завеска (передник)
Холщёвый платок
Рубаха с чёрноузорной вышивкой
Рубаха с чёрноузорной вышивкой и "хворботами" (полоса кружева)

Понёва
Это древняя поясная одежда. Понёву носили замужние женщины после свадьбы и до конца жизни. Понёвы были будничные и праздничные. Они состоят из 4 полотнищ, которые соединяются двумя сносками, либо сшиваются между собой. В понёве в основном преобладают красные оттенки (малиновый, алый, иногда оранжевый) и клетчатое поле. Цвет и наличие вышивки зависели от принадлежности села, возраста женщины и праздника.
Замашная завеска (передник)
Шерстяной пояс
Их или ткали ткацком стане, или плели, или изготавливали на дощечках. Полоски располагались симметрично.
Девичья одежда (венчальный костюм)
Костюм новобрачной
Шерстяной пояс
Пояс носили независимо от пола и возраста. У мужчин были узкие пояса, а у женщин — широкие.
Лапти
Коты
Сорока
Чулки
Онучи — это полоска ткани, шириной до 30 сантиметров, которую обматывают вокруг ног, от ступни до колена, для защиты от мозолей и для сохранения тепла.
Сарафанный комплекс
Сарафан с широкими
лямками

Холщовая завеска (передник)
Холщёвый платок
Лапти
Сорока
Рубаха с чёрноузорной вышивкой и "хворботами" (полоса кружева)

Понёва

Рубаха с чёрноузорной вышивкой
Замашная завеска (передник)
Шерстяной пояс
Девичья одежда
(венчальный костюм)
Костюм новобрачной

Шерстяной пояс
Онучи
Чулки

Коты

Сарафан-широколямошник
Он изготовлен из черной шерстяной ткани, произведенной дома. Он имеет крой туники. Его широкие лямки созданы из центрального полотнища ткани, которое перекинуто через плечи.
Сарафан состоит из трех частей: центральное полотнище складывается пополам, а между передней и задней частью добавляются два боковых полотнища для создания эффекта расширения.
Единственным декоративным элементом является вышивка в виде узкой полосы из желтых, зеленых, красных и синих прямоугольных элементов. Также по краю подола проходит узкая красная плетеная тесьма.
Онучи — это полоска ткани, шириной до 30 сантиметров, которую обматывают вокруг ног, от ступни до колена, для защиты от мозолей и для сохранения тепла.
Понёва
Это древняя поясная одежда. Понёву носили замужние женщины после свадьбы и до конца жизни. Понёвы были будничные и праздничные. Они состоят из 4 полотнищ, которые соединяются двумя сносками, либо сшиваются между собой. В понёве в основном преобладают красные оттенки (малиновый, алый, иногда оранжевый) и клетчатое поле. Цвет и наличие вышивки зависели от принадлежности села, возраста женщины и праздника.
Шерстяной пояс
Пояс носили независимо от пола и возраста. У мужчин были узкие пояса, а у женщин — широкие. Их или ткали ткацком стане, или плели, или изготавливали на дощечках. Полоски располагались симметрично.
ивнянский район
ивнянский район
Сарафанный комплекс
Венчальная одежда
(праздничный комплекс)
Сарафан-шубка
Этот предмет гардероба был доступен девушкам из зажиточных крестьянских семей. Его шили из ярко-красного штофа (шёлковая ткань). С изнаночной стороны его полностью покрывали ситцем или прочным конопляным полотном. Плечевые ремни и верхняя часть переда и спинки украшались вишневым бархатом, широкими позументами (золотая тесьма) с зубчатыми краями с витым золотым шнуром. По нижнему краю подола пришивали золотистую ленту и узкую зеленую шелковую тесьму.
Рубаха с кисейными рукавами
Шёлковый платок
Завеска (передник)
Сарафанный комплекс
Завеска (передник) из тафты
Шёлковый платок
Сарафан-шубка
Рубаха с кисейными рукавами
Венчальная одежда
(праздничный комплекс)

Сарафан-шубка
Этот предмет гардероба был доступен девушкам из зажиточных крестьянских семей. Его шили из ярко-красного штофа (шёлковая ткань). С изнаночной стороны его полностью покрывали ситцем или прочным конопляным полотном. Плечевые ремни и верхняя часть переда и спинки украшались вишневым бархатом, широкими позументами (золотая тесьма) с зубчатыми краями с витым золотым шнуром. По нижнему краю подола пришивали золотистую ленту и узкую зеленую шелковую тесьму.
Ракитянский район
ракитянский район
Сарафанный комплекс
Сезонная одежда
Холодайка
Одежда из Ракитянского района имеет свои особенности кроя и декорирования, которые отличают ее от одежды из других регионов. Она короткая и едва доходит до бедер, а внизу сильно расширяется. В декоре не используется много цветов, но можно увидеть ряд маленьких уголков из ткани, которые пришиты по краям рукавов. В семьях со скромным достатком, холодайки украшали машинной строчкой черными нитками.
Лапти
Они изготавливались из коры различных лиственных деревьев, таких как липа, береза, вяз, дуб и ракита. Липовые лапти считались наиболее прочными и удобными, а ивовые - наименее качественными. Мочало, то есть светлые волокна коры липы, использовалось для изготовления мочапыжников. Лапти также различались по количеству использованных в процессе плетения лыковых полос: пятерик, шестерик и семерик.
Косоклинный сарафан
Кашемировая завеска (передник)
Шерстяной платок
Онучи
Сарафанный комплекс
Кашемировая завеска (передник)
Шерстяной платок
Холодайка
Косоклинный сарафан
Сезонная одежда

Онучи
Лапти
Холодайка
Одежда из Ракитянского района имеет свои особенности кроя и декорирования, которые отличают ее от одежды из других регионов. Она короткая и едва доходит до бедер, а внизу сильно расширяется. В декоре не используется много цветов, но можно увидеть ряд маленьких уголков из ткани, которые пришиты по краям рукавов. В семьях со скромным достатком, холодайки украшали машинной строчкой черными нитками.
Лапти
Они изготавливались из коры различных лиственных деревьев, таких как липа, береза, вяз, дуб и ракита. Липовые лапти считались наиболее прочными и удобными, а ивовые - наименее качественными. Мочало, то есть светлые волокна коры липы, использовалось для изготовления мочапыжников. Лапти также различались по количеству использованных в процессе плетения лыковых полос: пятерик, шестерик и семерик.
Алексеевский район
алексеевский район
Сатиновая рубаха
Сатиновая завеска (передник)
Платок
Шерстяной пояс
Пояса были атрибутами многих обрядов – родильного, крестильного, свадебного.
Шуба
Их шили с внутренней стороны меха из обработанных шкур овцы. Такие шубы могут считаться прототипами современных дубленок. Шубы были длиной до колена или ниже. Они запахивались справа налево и застегивались на пуговицы или крючки из скрученной кожи. Яркий рыжевато-желтый цвет получался при дублении шкур корой дуба. Шубы украшались опушкой из темного меха по краям горловины, на правой поле, рукавах и подоле. На правой поле было украшение “кисяк” - треугольник с цветком, вышитый разноцветными нитками.
Понёва
Павловопосадский платок
Рукавицы
Сорока
Это головной убор, который состоит из нескольких частей. Они не сшиваются друг с другом. Главные его составляющие: сорока, позатылен, роги / кичка. Само название “сорока” использовалось как для обозначения всего составного головного убора, так и для его отдельной верхней части - маленькой шапочки на твердой основе с гребнем, имеющей форму каблука. Сороки и её хвост шились из золотной нити, а крылья - из бархата, на которые пришивались “кружки”. Сорока украшается бусинами, стразами и другими элементами.
Девичья одежда
Зимняя одежда
Понёвный комплекс
Валенки
Их носили только зажиточные крестьяне. Обычно валенки делают их овечьей шерсти. Она способна поддерживать естественную температуру тела
Юбка
Традиционные полосатые юбки для девушек обычно изготавливались из 5-6 отрезов шерстяной ткани, без использования каких-либо декоративных элементов декора. Полоски на ткани располагались вдоль, что делало такие юбки похожими на национальную одежду народов Прибалтики. Некоторые исследователи видят в этом связь с коротким периодом, когда наш регион был частью Великого княжества Литовского.
Жилет
Понёвный комплекс
Сатиновая рубаха

Сатиновая завеска
Платок
Юбка
Сорока
Жилет

Валенки

Павловопосадский платок
Шуба
Понёва
Рукавицы
Девичья одежда

Зимняя одежда

Шерстяной пояс

Шуба
Их шили с внутренней стороны меха из обработанных шкур овцы. Такие шубы могут считаться прототипами современных дубленок. Шубы были длиной до колена или ниже. Они запахивались справа налево и застегивались на пуговицы или крючки из скрученной кожи. Яркий рыжевато-желтый цвет получался при дублении шкур корой дуба. Шубы украшались опушкой из темного меха по краям горловины, на правой поле, рукавах и подоле. На правой поле было украшение “кисяк” - треугольник с цветком, вышитый разноцветными нитками.
Шерстяной пояс
Пояса были атрибутами многих обрядов – родильного, крестильного, свадебного
Юбка
Традиционные полосатые юбки для девушек обычно изготавливались из 5-6 отрезов шерстяной ткани, без использования каких-либо декоративных элементов декора. Полоски на ткани располагались вдоль, что делало такие юбки похожими на национальную одежду народов Прибалтики. Некоторые исследователи видят в этом связь с коротким периодом, когда наш регион был частью Великого княжества Литовского.
Валенки
Их носили только зажиточные крестьяне. Обычно валенки делают их овечьей шерсти. Она способна поддерживать естественную температуру тела
Сорока
Это головной убор, который состоит из нескольких частей. Они не сшиваются друг с другом. Главные его составляющие: сорока, позатылен, роги / кичка. Само название “сорока” использовалось как для обозначения всего составного головного убора, так и для его отдельной верхней части - маленькой шапочки на твердой основе с гребнем, имеющей форму каблука. Сороки и её хвост шились из золотной нити, а крылья - из бархата, на которые пришивались “кружки”. Сорока украшается бусинами, стразами и другими элементами.
красненский район
красненский район
Понёвный комплекс
Сезонная одежда
Кохта
Это верхняя одежда, которую изготавливали из фабричных тканей и утепленной ваты. Праздничные модели такой одежды были ярко декорированы рядами узких лент из кашемира и сатина, а также машинной строчкой красивыми нитями. Этот декор располагался по краю правой полы, краях рукавов и подола. Крупный треугольник с фантазийным цветком внутри, вышитый нитками разных цветов, украшал угол правой полы. Такое украшение называлось “кисяк”.
Сатиновая завеска (передник)
Шёлковая шаль
понёва
повойник
коты (кожаные башмаки)
чулки
Их носили вместе с лаптями и кожаными туфлями. Вязались они длинными, до колен, таким образом, что пяточная часть не выделялась. Надевались чулки так, чтобы получались мелкие горизонтальные складочки возле икр и лодыжек, как говорили крестьяне, «в гармошечку». Закреплялись на ногах оборами лаптей или ленточками, вставленными в петельку на заднике туфель.
Понёвный комплекс
Шёлковая шаль
Сезонная одежда

чулки
кохта
повойник
понёва
коты
сатиновая завеска (передник)
Кохта
Это верхняя одежда, которую изготавливали из фабричных тканей и утепленной ваты. Праздничные модели такой одежды были ярко декорированы рядами узких лент из кашемира и сатина, а также машинной строчкой красивыми нитями. Этот декор располагался по краю правой полы, краях рукавов и подола. Крупный треугольник с фантазийным цветком внутри, вышитый нитками разных цветов, украшал угол правой полы. Такое украшение называлось “кисяк”.
чулки
Их носили вместе с лаптями и кожаными туфлями. Вязались они длинными, до колен, таким образом, что пяточная часть не выделялась. Надевались чулки так, чтобы получались мелкие горизонтальные складочки возле икр и лодыжек, как говорили крестьяне, «в гармошечку». Закреплялись на ногах оборами лаптей или ленточками, вставленными в петельку на заднике туфель.
новооскольский район
новооскольский район
юбочный комплекс
Сезонная одежда
Юбка с манчетками
Манчетка — широкая оборка на нижней части юбки, которая была выполнена в технике густой и мелкой плиссировки, называли определенным образом. Юбки изготавливались из хлопчатобумажных материалов, таких как ситец, сатин или плотный шелк. Они были украшены по нижнему краю широкой черной бархатной полосой. Поверх плиссированной оборки часто нашивают тесьму или ленты.
Сатиновая завеска (передник)
козельчик
Одежда для межсезонья из черного сатина. полоски манчет, по традиции, украшают правую полу, низ рукавов и подол, Изящная декоративная строчка прокладывается чёрными ниятми.
лапти
онучи
барановский платок
барановский платки называли “заграничными” из-за стиля повязывания, который был принят в селе Тростенец. Этот способ повязывания создавал впечатление, что был надет не простой ситцевый платочек, а необычный головной убор.
Юбочный комплекс
Сезонная одежда

Онучи
лапти
барановский платок
юбка с манчетками
сатиновая завеска (передник)
козельчик
Юбка с манчетками
Манчетка — широкая оборка на нижней части юбки, которая была выполнена в технике густой и мелкой плиссировки, называли определенным образом. Юбки изготавливались из хлопчатобумажных материалов, таких как ситец, сатин или плотный шелк. Они были украшены по нижнему краю широкой черной бархатной полосой. Поверх плиссированной оборки часто нашивают тесьму или ленты.
козельчик
Одежда для межсезонья из черного сатина. полоски манчет, по традиции, украшают правую полу, низ рукавов и подол, Изящная декоративная строчка прокладывается чёрными ниятми.
барановский платок
барановский платки называли “заграничными” из-за стиля повязывания, который был принят в селе Тростенец. Этот способ повязывания создавал впечатление, что был надет не простой ситцевый платочек, а необычный головной убор.
текст и иллюстрации:
Анастасия Анциферова
при участии Белгородского музея народной культуры
текст и иллюстрации:
Анастасия Анциферова
при участии белгородского музея народной культуры
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website